Борьба с водной растительностью. Умеренное развитие мяг­кой растительности не только полезно, но и необходимо, а чрез­мерное зарастание сказывается губительно на рыбоводных ка­чествах прудов.

Прежде всего обильное развитие всевозможной, особенно жесткой надводной растительности препятствует хорошему про­греванию воды и проникновению в нее света, что тормозит раз­витие полезных низших растений и животных, а также мешает нормальной эксплуатации водоема. Участки, заросшие расти­тельностью, исключаются как полезная площадь для рыбы. Обильные сплетения корневой системы высшей, особенно жест­кой растительности нарушают обмен веществ между почвой и водой. К тому же высшая водная растительность сильно обедняет почву прудов, поглощая большое количество первичной мине­ральной пищи — азотных, фосфорных, кальциевых, калиевых и других соединений, превращая их в свои малоценные, богатые клетчаткой стебли. Эти жесткие, трудноразлагающиеся стебли при отмирании засоряют пруд, приводят к постепенному его за­болачиванию и закисанию почвы. Все это сильно снижает рыбопродуктивность прудов. Особенно вредно массовое развитие в прудах таких видов жесткой растительности, как тростник, ро­гоз, осока, аир,частуха и др.

Из мягкой растительности особенно вредны элодея и нитчат­ка, из плавающих растений — ряска. Элодея разрастается на­столько быстро и сильно, что в течение короткого времени запол­няет весь пруд, засоряет его отмершими остатками, затрудняет питание рыбы и ее вылов из пруда. Нитчатка, помимо того, что сильно затрудняет облов прудов, вредит молоди: последняя за­путывается в ней и погибает. Ряска покрывает иногда довольно большие водные пространства сплошным зеленым плотным ков­ром, сильно затеняет пруды. Вода в этих затененных местах поч­ти не прогревается. Отсутствие тепла и света отрицательно ска­зывается на развитии пищевой фауны. Рыбопродуктивность в таких местах очень низка. Поэтому необходимо систематически следить за развитием высшей водной растительности в прудах и не допускать ее чрезмерного разрастания. Допустимыми счита­ются лишь негустые заросли высшей водной растительности (в основном мягкой) на площади, составляющей не более 10—20% всего зеркала пруда. При больших зарастаниях с растительно­стью ведут активную борьбу различными методами и средствами.

Мягкую растительность, поскольку она слабо держится на дне, выдирают, используя для этого грабли на длинных ручках, колючую проволоку, веревки с привязанными к ним грузами, например камнями, проволочные бредни, водяные плуги и т. п.

Ряску систематически удаляют с поверхности воды мелко-ячейными бреднями с незагруженными нижними подборами, сачками и т. п. Неплохие результаты по борьбе с ряской дает выгул на прудах уток.

С нитчаткой борются путем внесения в пруды минеральных удобрений, чаще всего аммиачной селитры. Последняя вызывает обильное развитие фитопланктона (цветение воды), который тормозит развитие нитчатки.

Для борьбы с элодеей иногда применяют известь в количе­стве около 4 т/га. Это делают осенью, после спуска прудов. При заделке извести дно боронуют.

Жесткую растительность выкашивают: в небольших прудах обычными или специальными цепными косами различных кон­струкций с лодок или стоя в воде вручную. Выкашивают ее до цветения или в начале его, когда семена еще не созрели и не опали с растений. Через некоторое время после выкашивания появляются молодые вегетативные отростки. Их уничтожают повторным выкашиванием. Значительное ослабление развития жесткой растительности достигается обычно трехкратным выка­шиванием в течение сезона.

На более обширных прудах растительность выкашивают спе­циальными камышекосилками. Иногда в заросшие пруды, если они неглубокие, пускают скот, который поедает молодые побеги, а остальную часть вытаптывает. Скошенную растительность уда­ляют из прудов. Иногда после предварительного подвяливания на берегу собирают в снопы и снова вносят в пруд (у берегов) в качестве зеленых удобрений.

В последнее время для борьбы с жесткой растительностью начали использовать химические средства (гербициды) — изопропиловый эфир фенилкарбамоновой кислоты (ИФК), бутило­вый эфир 2,4-дихлорфеноксиуксусной кислоты (2,4 ДУ), долапон и др. Однако широкого применения они еще не получили.